ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ( к тексту ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕКА КРЕАТИВНОГО)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Метафизический миф

о происхождении Мироздания, Жизни и Человека.

 

1. Происхождение Времени и Пространства

 

Вначале было Ничего, и ничего, кроме Ничего не было. Ничего Бога не устраивало, потому что Бытие Божье, состоящее из одного Ничего – само ничего есть. Тогда Бог из Ничего стал творить Всё. Ничего устремилось во Всё и стало превращаться во Всё. У Ничего образовалось протяженность. Ничего перестало быть Ничего, и превратилось во Время. Время – это протяженность Ничего. Но едва Ничего стало обращаться во Всё, оно стало больше, чем Ничего, и не могло уже  в Ничего умещаться. Так Ничего обратилось и в Пространство, чтобы было где размещаться образующемуся Всему. Превращаясь во Всё, Ничего выпало из Божьего Бытия, потому как утратило абсолютность. Прежде, до творения Богом Мироздания, Ничего было абсолютно ничем. А теперь стало и Временем, и Пространством разом. И это был первый Божий Творческий Акт, в результате которого из Ничего образовались Время и Пространство, и ничего, кроме  Времени и Пространства еще не было.

 

 

2. Что есть Жизнь

 

И тогда Бог совершил второй Свой Творческий Акт, и Время стало превращаться в Пространство. Но не в монолитное и однообразное, каким было Ничего, а – бесконечно многообразное, каким и должно быть Пространство Всего. Время, превращающееся в Пространство, стало дробиться, как расплавленный свинец, выливающийся из дроболейки. И каждая «дробинка» имела собственное место во всеобщем Пространстве. Возникнув из Времени, «дробинка» изначально имела бесконечно малый объем, это была частица Времени. Осуществляя свое, заданное Богом бытие, она стала превращаться в частицу Пространства. И в процессе превращения, приняла форму пространственно-временного образования.

 

Бытие этой формы, бытие всякой превращающейся из собственного Времени в собственное Пространство «дробинки» - и есть ничто иное как Жизнь. Жизнь возникла сама по себе как промежуточный этап во всеобъемлющем Божьем Творчестве. Но в любом случае Жизнь - есть переход Времени в Пространство. Жизнь – это реально осуществляющийся Творческий Акт Бога. Бог не творит Жизнь, потому как Жизнь – это Сам Творящий Бог. Это процесс, когда творимое (тварь) и Творец неразделимы еще.

 

Все, что имеет собственное Время и собственное Пространство – есть Жизнь. Основополагающие признаки Жизни: 1. Жизнь осуществляется как экспансия (расширение) собственного жизненного пространства. Есть экспансия – есть Жизнь; нет экспансии – нет жизни. 2. Жизнь представлена неисчислимым многообразием жизненных форм. Каждая жизненная форма осуществляет экспансию в своей внешней среде, населенной иными  жизненными формами. 3. Всякая форма жизни, даже если она и является продолжением иной (материнской) формы - начинается с Ничего.4. Жизнь не бесконечна: она ограничена – у неё есть начало и есть конец.

 

Конечность Жизни никак не могла устроить Бога. В Конце Концов Ничего перейдет во Всё, а Время станет Пространством. Но в этом Пространстве не будет Жизни. Жизнь иссякнет: она естественно будет исчезать на подступах к абсолютному Пространству. Пространству без Ничего, без Времени и соответственно без Жизни. Но такое пространство не будет Пространством Всего. Без Времени, без Ничего и даже без Жизни оно не может быть абсолютно полным. А, не обладая абсолютными качествами, оно в принципе не может стать и Бытием Божьим, которое есть абсолютное Бытие, Бытие Абсолютов. Ничего, когда оно было абсолютно ничем – пребывало в Бытии Божьем, как абсолютное бытие. И потому Всё тоже должно быть абсолютным бытием, в нем должно быть абсолютно всё. В том числе и Ничего, и Время, и Жизнь. А это возможно только в одном случае, если Бог будет творить вечно. И пока Бог будет творить, будет и Время, и Жизнь, и Ничего, из которого, как из цилиндра фокусника, будет возникать Всё.

 

3. Как (для чего и из чего) создан Человек

 

Но чтобы творить вечно, нужна соответствующая творческая задача. Чтобы начатый Творческий Процесс, не прерываясь ни на мгновение, не закончился никогда. И такая задача у Бога была, и такая задача у Бога есть. Это – придание Жизни статуса абсолютного бытия. Это парадоксальная задача, ибо Жизнь по определению конечна. Но таки выполнимая задача. Бог дал Жизни Начало. Но это Начало ограничивает Жизнь только с одной стороны. И является абсолютной ограниченностью. Бог не может отнять у Жизни её Начало: это было бы равносильно отнятию самой Жизни. Начало Жизни и сама Жизнь – течение одного и того же временного потока. Но Бог может отнять у Жизни Конец. И таким образом сделать Жизнь бесконечной. Абсолютно бесконечной и, следовательно - бессмертной. И тогда Жизнь в Конце Концов естественно войдет в Бытие Божье как полнокачественное его составляющее.

 

И вот именно для того, чтобы придать Жизни абсолютное качество (бессмертие), Бог создал Человека. И создал его по Образу и Подобию Своему. Чтобы человек (плоть от плоти плотского мироздания и дух от духа Самого Бога) – живя по Божьему Завету, становился Богом. Богом Человек может становиться Богом только при условии, ежели второе (духовное) Начало его Жизни будет доминировать над первым (плотским) её Началом. Ежели Человек, живя, будет одухотворять Плоть (себя и Мир, с которым соприкасается). Все больше и больше придавая себе  и Миру качества Бытия Божьего. В Конце Концов количество духовной составляющей Жизни Человека и Мира разрастется до бесконечности и станет абсолютной. При этом плоть Человека и Мира никуда не исчезнет. Без плоти не может быть Жизни. Плоть дает Жизни Начало. Но это будет абсолютно одухотворенная плоть. Плоть, наделенная абсолютными качествами Бытия Божьего.

 

Качественное отличие человека от зверя

 

Создав Человека, Бог изменил вектор Своего Творчества на противоположный. Прежде (до создания Человека) Творчество Бога шло ОТ ДУХА – К ПЛОТИ; теперь: ОТ ПЛОТИ – К ДУХУ. Прежде Бог творил Мир – ОТ СЕБЯ; теперь стал творить - К СЕБЕ. Но это вовсе не поворот Божьего Творчества вспять, а - разворот по спирали. Поскольку развернувшись К СЕБЕ (ОТ ПЛОТИ К ДУХУ), Бог ни на йоту не изменил качество плоти «куска сырой глины». Он и не мог этого сделать в принципе, ибо человекообразная обезьяна («кусок сырой глины») и окружающий её плотский мир (внешняя среда) были уже сотворены Им. И как всякое Его творенье – были абсолютно совершенны. А совершенствовать абсолютное совершенство - значит отнимать у него, да и у Себя как Творца – абсолютное качество. Бог тут поступил, как и подобает Богу: Он оставил плоть «куска сырой глины» (дикого зверя) таковой, какова та была – абсолютно совершенной. Но вдыхая в неё Свой Дух, открыл для неё Бытие Божье. Дикий зверь («кусок сырой глины») одномоментно превратился в Человека, когда духовное Бытие Божье стало для него внешней средой.

 

Но не наличием второй (духовной) внешней среды качественно отличается человеческая жизнь от жизни дикого зверя. Дикий зверь тоже обладает «духовидением»: он видит образы и рефлекторно на них реагирует как на условные раздражители. Внешняя среда зверя - совокупность безусловных и условных раздражителей. Зверь им безоговорочно подчиняется. Он не имеет собственной жизненной воли. Все жизненные процессы (рефлексы) включает в нем внешняя среда и среда внутренняя (его организм), являющаяся органичной частью среды внешней. Зверь – раб своих безусловных и условных раздражителей. Тогда как Человек в отличие от него – хозяин. Человек обладает и собственной жизненной волей. Ибо Бог, создавая Человека (вдыхая в него Свой Дух), наделил его безоговорочной (абсолютной) властью над духовной внешней средой. Дикого зверя достает раздражителями внешняя среда (вещественная и духовная). А Человек достает себя условными (духовными) раздражителями сам.

 

 

В начале было Слово

 

Человек приобрел власть над своей духовной внешней средой благодаря Слову. Человек способен сам, по своей собственной жизненной воле поставить себя перед любым условным (духовным) раздражителем, и затем полноценно рефлекторно на него отреагировать. Для этого ему нужно всего лишь произнести слово, указывающее на этот раздражитель. Истинно человеческая жизнь, качественно отличающаяся от жизни звериной – началась со СЛОВА. «В начале было слово, и слово было от Бога, и слово было «Бог». Именно Слово как условный раздражитель и побудило Человека создать уникальную человеческую культуру – культуру Сознания. Человек выделился из дикого животного мира, когда в его тесную рефлекторную реакцию: между безусловным (условным) раздражителем и чуть ли ни мгновенным действием - втиснулось осознание. Это противоречило канонам естественного отбора, потому как всякое, даже самое ничтожное, замедление рефлекторной реакции смерти подобно. Но человеку было так же смерти подобно раздражать себя Словом (условным раздражителем) и не уметь при этом отличать условные раздражители от безусловных.. Человечество, едва народившись (получив благодаря Слову власть над духовной внешней средой), тут же бы и сошло с ума. Ежели стало реагировать на условные раздражители (скажем, на слово «тигр») по-звериному, то есть - так же как на безусловные раздражители (реального тигра).

 

Но осознавать (осознанно различать) условные и безусловные раздражители было недостаточно. Нужно было еще правильно (адекватно) продолжить вторую часть рефлекторной цепочки. А именно – отреагировать на безусловный раздражитель (реального тигра) действием, а на условный раздражитель (слово «тигр») бездействием. То есть человек, едва начав жить человеческой жизнью – должен был уметь делать ВЫБОР. И всякий раз, делая такой выбор, человек ставил на кон собственную жизнь. Ибо ошибка могла стоить ему жизни. Человек жизнью своей отвечал за свой Выбор. И это был ОТВЕТСТВЕННЫЙ Выбор. И ежели Слово – это мифическая черепаха, на которой держится человеческая жизнь, то три её фундаментальных кита - это Сознание, Выбор и Ответственность. Человеческая жизнь оформилась как самостоятельный, невиданный в дикой природе феномен, когда рефлекторная реакция человека на внешнюю среду приняла устойчивую развернутую форму. А именно: Раздражитель – Осознание – Выбор – Ответственность – Действие. Хотя бы без одного из этих составляющих человеческая жизнь - не полная, и полноценно осуществляться не может.

 

Жизнь как творчество.

Творчество как ОЖИВЛЕНИЕ

 

 

Человек не возник, как Всё – из Ничего. Человек возник, когда уже было Всё, и возник из Всего. Ибо сотворив Всё, Бог не закончил Свой Творческий Акт. Сотворив Всё, Бог передал Творческую Эстафету Человеку. Бог, создав Человека, придал Всему (и в частности тленной плоти) потенцию Бытия Божьего, а самому Человеку – потенцию Бога. Эту потенцию Человек  (а в лице его и Всё) мог реализовать только в творчестве. Но человек не может творить то, что уже сотворено Богом. Значит Человек должен творить то, чего еще нет. Но во Всём есть всё, иначе оно всем не было. Человеку ничего не осталось, кроме как КОПИРОВАТЬ то, что уже есть. Но ведь и Человек еще не Бог: он только учится быть Богом. И только копируя Произведения Учителя, он по крупинкам может набираться Божественного мастерства. Но что может копировать Человек-Творец? Конечно же - бытие горнего мира. А где Человек может творить копии горнего мира? Конечно же - в мире дольнем, придавая ему облик горнего мира. Человек возник для того, чтобы творить из мира дольнего копию горнего мира. И когда эта копия будет абсолютно полно соответствовать оригиналу, тогда вот и дольний мир станет горним. И войдет органичной частью в Бытие Божье. Бог создал Человека. Чтобы человек ввел Всё в Бытие Божье.

 

Одарив человека Словом, Бог дал ему право входить в Бытие Божье по первому своему хотению. Человек может входить в Бытие Божье, когда захочет (для этого нужно всего лишь молитвой обратиться непосредственно к Богу) и оставаться в Бытии Божьем сколько угодно. У Человека изначально есть возможность лицезреть (проникаться) абсолютным совершенством горнего мира и накладывать увиденное как клише на относительное совершенство мира дольнего. И первое, что могло броситься в глаза Человеку при этом сравнении – это абсолютное бессмертие мира горнего и абсолютная смертность дольнего мира. И тогда Человек данной ему Богу способностью ОЖИВИЛ неживую (умершую) природу. Он взял неживой камень и с помощью другого неживого камня сотворил себе каменный нож. А вот уже этот нож стал искусственным (дополнительным) органом его живого тела. И стал функционировать как живой орган. Более того, он значительно усилил мощь человека, вооруженного этим ножом, по сравнению с таким же, но невооруженным человеком. Человеческое творчество началось как ОЖИВЛЕНИЕ (введение в Жизнь) неживых (выпавших из жизни) вещей, таковым оно в принципиальной сути своей и остается.

 

Благодаря оживленному (искусственному) органу человеческое тело стало больше количественно и качественно. Количественно оно стало состоять из животного организма и присовокупленного к нему искусственного органа. Качественно оно изменилось, потому как стало состоять из собственной живой и оживленной чужой плоти. И уже в этом (сдвоенном) качестве Человек стал несовершенным. При том та часть плоти, доставшаяся ему в наследство от дикой природы – оставалась быть совершенной. Несовершенной оказалась другая часть – оживленный искусственный орган. Начав творить свою плоть, Человек провалился в тотальное несовершенство человеческой Жизни. Но вместе с этим и обрел колоссальную потенцию Совершенства. Человек, начав жить, стал совершенствоваться заново. Начав жить как Человеко-каменный нож, он уже стал человеко-автомобилем, человеко-самолетом и даже человеко-космическим кораблем. Он уже может летать выше птиц, нырять глубже рыб и передвигаться быстрее, чем кто-либо на земле. И конца этому совершенствованию не может быть в принципе

 

 

Источник человеческого творчества

 и жизни Человеческого Мира

 

У каждой сотворенной человеком вещи (искусственного органа) – две природы. Относительно жизни дикого мира она мертвая вещь, вещь, выпавшая из жизни. Но относительно человеческой жизни – живая вещь, вещь, введенная в Жизнь человеком. В этом смысле Человек изначально уже подобен Богу: творя, он вдыхает в творимую вещь свой дух, свою жизненную энергию. И при пользовании сотворенной вещью Человек  функционально оживляет её, то есть так же вдыхает в неё свой дух.. Но откуда у дикого зверя, ставшего человеком, могло взяться столько духа, столько творческой энергии? Конечно же, и в диком мире животные время от времени вооружаются подручными предметами. Человек же пользуется орудиями всегда. Можно даже сказать, что орудия приросли к человеку, и приросли навечно. Поэтому без дополнительного источника жизненной энергии, необходимой для оживления (сотворения и пользования) ими человеческая жизнь осуществляться не смогла бы в принципе. И Бог, создав Человека, дал ему этот сугубо человеческий источник  жизненной энергии. Этот источник - Бытие Божье.

 

Рефлекторный механизм забора Человеком жизненной энергии в Бытии Божьем выглядит так. Человек, благодаря Слову, переносится в Бытие Божье, и, пребывая в нем, автоматически адаптируется к внешней среде абсолютно совершенного горнего мира. Человек как бы становится одним из сообщающихся сосудов с этой средой. Бытие горнего мира (в качестве абсолютного совершенства) более энергоемко, чем бытие дольнее. И потому для установления равновесия жизненная энергия естественно перетекает из внешней среды в человека. Перетекает столько, сколько человек способен её в себя вместить. Когда же человек возвращается из горнего мира в мир дольний, то эта впитанная им жизненная энергия становится избыточной. Чтобы удерживать адаптационное равновесие с внешней средой дольнего мира, Человеку не нужно столько жизненной энергии, сколько он набрал её в мире горнем.

 

И эту избыточную энергию нужно было на что-то растратить, и человек стал растрачивать её в творчестве. Именно её он и вдохнул в творимые им искусственные органы, ОЖИВЛЯ их. Именно на этой избыточной энергии и возникла Жизнь Человеческого Мира, состоящего из людей и неживой, но ОЖИВЛЕННОЙ людьми природы. Жизнь Человеческого Мира, а, следовательно, и сама Жизнь Человека начались, когда человек стал осознанно производить в себе избыточную жизненную энергии, чтобы так же осознанно тратить её в Творчестве. А потому началом начал человеческого бытия следует считать магический акт – акт сознательного погружения человеком себя в Бытие Божье. Благодаря магическому акту Человек и превратил себя в фабрику по производству избыточной (собственно человеческой) жизненной энергии (Духа).

 

Но ни только количественным выражением отличается производимая человеком избыточная жизненная энергия (Дух). Не менее значима и её качественная составляющая. Пребывая во время совершения магического акта в Бытии Божьем, Человек впитывает в себя жизненную энергию из абсолютно совершенной внешней среды. А энергия мира горнего – есть Любовь. И Бог – есть Любовь, и Бытие Божье – есть Любовь, и все, что есть в Бытии Божьем – тоже Любовь. И ничего, кроме Любви в Бытии Божьем нет и быть не может. Адаптируясь к абсолютно совершенной среде Бытия Божьего, Человек становился Любящим Существом. И Существом Любящим он возвращался в дольнее бытие дикой природы. Где нет Любви, где каждая жизненная форма сосредоточена на себе. Где вектор жизненной энергии каждой живой твари – В СЕБЯ. Тогда как Человек, становясь Существом Любящим, придает вектору своей жизненной энергии противоположное направление, а именно – ИЗ СЕБЯ. Жизнеосуществление ИЗ СЕБЯ – и есть истинное человеческое бытие. Именно устремлением ИЗ СЕБЯ Человек качественно выделился из мира дикой природы.

 

4. Выводы

 

1. Бог создал человека по Образу и Подобию Своему, чтобы человек был Творцом и стал творить Человеческий Мир по образу и подобию Бытия Божьего. В Конце Концов Человеческий Мир станет Бытием Божьем, а человек - Богом. Ибо различие между человеком и Богом не качественное, а количественное. У человека изначально есть всё, что есть у Бога; но есть мало, и ровно столько, сколько может в него вместиться. Человек – Бог ровно настолько, насколько он способен быть Богом. Человек – Бог всегда ровно на столько, на сколько велика его творческая задача и насколько велика его личная ответственность за творимое им.

 

2. Бог создал человека, чтобы тот стал Сыном Ему и завершил Дело Его. Бог сотворил человека каплей, в которой отражается океан (Бог). Человек не рождается Богом, ибо капля не океан.  Но он может стать Богом, как и подобает сыну Божьему, и станет Им в Конце Концов, когда разрастется до океана (Бога). Бог любит Человека, Бог денно и нощно вдыхает в человека Свою Любовь, Ибо без Божьей Любви человек и не человек вовсе, а опять – зверь.

 

3. Бог дважды создавал человека. Первый раз - как живую плоть, дикого зверя «кусок сырой глины», заготовку под человека. А второй раз - как собственно человека, вдохнув в живую плоть дикого зверя Свой Дух. Человек изначально был создан Богом и как человеко-зверь, и как человеко-Бог. У человеческой жизни – два начала: звериное и Божественное. Какое начало доминирует в человеке, таков он и сам есть. Доминирует звериное начало, человек  - плоть, и живет, как подобает жить плоти, и тогда он - человеко-зверь. Ежели доминирует начало Божественное, то человек – дух Божий, и живет, как подобает жить духу Божьему, и тогда он - человеко-Бог.

 

4. У всякой твари на земле и в небе, даже у ангелов и демонов – по одному лику и одной личине. И только у человека – один лик, но – две личины. Это его величайшее преимущество перед всякой иной тварью, и такая же величайшая беда.. Преимущество в том, что он - единственное в мироздание существо свободное. Обладающее правом выбора: кем ему быть: человеко-Богом или человеко-зверем. И беда его в том же: он может делать неверный выбор. Ибо лик человека обманчив. Никому, а порою самому человеку, невозможно определить, какая личина (человеко-Бога или человеко-зверя) сформировала его личности.

 

Человек метафорически подобен углероду. Один и тот же формообразующий кристалл его может быть как с объемной кристаллической решеткой, так и с плоской. В одном случае углерод проявляется в качестве алмаза (человеко-Бога), в другом – в качестве графита (человеко-зверя). Но не по лику человека должно определять: кто он. А по делам его и по его вниманию. Ежели внимание обращено на вещественную среду (безусловные раздражители), то он - человеко-зверь; ежели на духовную среду Бытия Божьего (условные раздражители), то он - человеко-Бог. Чтобы изменить качество своей личности, человеку достаточно откорректировать вектор своего внимания, переведя его с вещественной внешней среды на духовную, или, наоборот, с духовной, на - вещественную. Именно за внимание человека и идет денно и нощно метафизическая борьба Добра и Зла, Тьмы и Света.

 

5. У человека в отличие от всех дольних и горних тварей - два источника жизненной энергии: плотский и духовный. Плотский - тянется к человеку из Начала Начал. Посредством этого источника человеческая жизнь соприкасается с Началом Начал и, можно сказать - исходит из Начала Начал. Духовный источник жизненной энергии тянется к человеку из Конца Концов (Бытия Божьего). Посредством этого источника человеческая жизнь соприкасается с Концом Концов. Благодаря этим двум источникам человеческая жизнь растянута во времени от Начала Начал и до Конца Концов. От бесконечного прошлого до бесконечного будущего. Когда человеческая жизнь осуществляется как жизнь плотская (жизнь человеко-зверя), то она метафорически выглядит «бамбуком»: тянется ввысь в будущее, опираясь на свое прошлое. Когда же человеческая жизнь осуществляется как жизнь духовная (жизнь человеко-Бога), то она выглядит как «лиана». Тянется ввысь (в будущее), подтягиваясь к своему будущему, цепляясь за Бытие Божье.

 

6. Жизнь человеко-Бога осуществляется и как плотская, и как духовная. Она пульсирует и подобна звезде: в которой чередуются доминирование духа и плоти. Жизнь человеко-Бога подпитывается разом из двух источников жизненной энергии. Более того, жизненная энергия её плотского источника сублимируется и становится творческой  энергией. Жизнь человеко-Бога осуществляется разом во всех временах: прошлом, настоящем и будущем. Тогда как у жизни человеко-зверя – нет будущего. Жизнь его осуществляется исключительно в настоящем времени и питается (неосознаваемо) временем прошлым.

 

Но человеко-зверь – окультуренное, можно даже сказать «домашнее» животное. Он может делать общественно-полезную (домашнюю) работу великолепно, порою даже лучше, чем человеко-Бог. Но человеко-зверь принципиально не способен  Творить. В лучшем случае он может быть прекрасным исполнителем рожденного человеко-Богом творческого замысла, и даже подмастерьем человеко-Бога. Но он в принципе не может двигать прогресс жизни Человеческого Мира. При человеко-звере жизнь человечества в лучшем случае остановится в развитии, а затем начнет неудержимо разлагаться и разваливаться. При человеко-звере  (при доминировании человеко-звериной культуры в обществе) жизнь человечества обращается вспять, и становится регрессом. К счастью этот регресс не фатален. Поскольку всякому человеко-зверю никто и ничто не мешает стать человеко-Богом, дабы вновь придать человечеству должное прогрессивное развитие.

 

7. Различие между человеко-Богом и человеко-зверем не количественное, а качественное. Человеко-Бог по сути на столько отличается от человеко-зверя, насколько животная жизненная форма отличается от формы растительной. Прежде всего, это выражается отношением к внешней среде. Человеко-зверь как всякая животная форма – приспосабливается к внешней среде. Внешняя среда жизнеобеспечивает зверя. Зверь потребляет внешнюю среду. И сам, как органическая часть её - является объектом потребления. Несовершенная внешняя среда, инстинктивно воспринимается зверем, как чужая, необжитая им среда, и ввергает его в панический ужас. Негативные раздражители её вызывают у него немотивированную агрессию или наоборот – акинезию.

 

Тогда как человеко-Бог воспринимает собственное несовершенство и несовершенство Человеческого Мира как данность. Он устремлен не приспосабливаться к своей дольней внешней среде, а преобразовывать её. Он иерархически выше дольней внешней среды, и потому свободен от неё. А в процессе творчества (в процессе совершенствования её)- свободен абсолютно. Как только может быть свободен Творящий Бог. Жизнь человеко-Бога – переживается им как свободная и радостная, тогда как жизнь человеко-зверя – тотально несвободна и переживается им как глубокое несчастье.

 

8. Зверь (равно как и мир дикой природы) – система  закрытая (развившаяся). Тогда как человек (и Человеческий Мир) – система открытая (развивающаяся). Жизнь человека развивается в направлении от зверя к – Богу. А жизнь Человеческого Мира – от дольнего мира к миру горнему. Перестав быть зверем, Человек утратил звериное (природное) совершенство, а Божественного Совершенства не приобрел. Человек, равно как и Человеческий мир – принципиально несовершенны. Человек – единственное существо в мироздании, которое несовершенно. Точно так же и Человеческий Мир – единственное несовершенное бытие в мироздании. Несовершенный человек живет в несовершенном Человеческом Мире – это первоосновная данность человеческого бытия. Она и формирует фундаментальное устремление человеческой жизни.

 

Человек, а вместе с ним Человеческий Мир неудержимо устремлены к совершенству. Или же – к совершенству грядущему, совершенству Бытия Божьего. И тогда развитие человеческой жизни прогрессивно. Или же - к совершенству утраченному, совершенству дикой природы, и тогда человеческая Жизнь обращается вспять. Человеческая Жизнь не может стоять на месте: она или прогрессивно движется вперед, или проваливается в регресс.

 

9. Человек теоретически способен одичать до состояния дикого зверя и вернуться в лоно дикой природы составной её частью. Тогда как Человеческому Миру пути назад нет. Человеческий Мир если и может вернуться в природную дикость, то только как остов, как скелет умершего гигантского существа. Но практически и Человеку путь в дикость заказан. Ибо, отдавшись устремлению к природному (дикому) совершенству, и став для этого человеко-зверем, - он не достигнет вожделенного совершенства. Ибо как жил, так и продолжит жить в несовершенной внешней среде Человеческого Мира. И как всякий зверь, приспосабливаясь к несовершенной внешней среде, лишь усилит ощущение собственного несовершенства.

 

Желая приобрести свободу дикого зверя, и становясь для этого человеко-зверем, он проваливается в вопиющую несвободу зверя, содержащегося в железной клетке зоопарка. Самая большая свобода, которую может испытать человеко-зверь – это свобода бездомной собаки. Но такая свобода доставляет ему колоссальные муки. Удовлетворение же человеко-зверь может испытывать только в качестве ухоженного домашнего животного у заботливого хозяина. Без Хозяина жизнь человеко-зверя – НЕВЫНОСИМА.

 

10. По субъективным критериям (как эмоциональное переживание) жизнь человеко-Бога несопоставимо сладостнее жизни человеко-зверя. Но быть человеко-Богом несопоставимо труднее, чем быть человеко-зверем. Плотские раздражители несопоставимо сильнее раздражителей духовных. Безусловные и условные раздражители дольнего бытия властно удерживают на себе внимание человека. Не пускают его в горнее бытие и тем самым не позволяют вырабатывать избыточную (творческую) энергию. Необходимую для того, чтобы быть человеко-Богом, чтобы творить себя и Человеческий Мир.

 

Но это еще при условии, ежели в вечный конфликт дикости и человеческой культуры не вмешивается Лукавый. Который патологически усиливает в человеке животное начало. Лукавый наделяет человека ненасытной животной жадностью, которой нет ни у одного зверя в дикой природе. Искушенный Сатаной человеко-зверь, хочет все то же, что хочет и дикий зверь, но хочет несопоставимо больше, чем дикий зверь. И никогда не может удовлетворить сполна свои животные потребности.

 

Вот потому и требуется не дюжая воля и огромное нравственное усилие, чтобы отрывать свое внимание от дольнего (плотского) бытия и переводить его на бытие горнее. Чтобы быть человеко-Богом нужно чуть ли ни буквально прорываться к горним звездам сквозь тернии дольнего мира и особенно колючие, липкие и въедливые тернии бесовские. Быть человеком (человеко-Богом) – это значит всегда: ежемоментно, денно и нощно совершать нравственный подвиг.

Комментарии