ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕКА КРЕАТИВНОГО

 

 


ВВЕДЕНИЕ

(необходимый исторический экскурс)

 

Нам выпал жребий жить в эпоху перемен. Перемен глобальных. Век грядущий будет отличаться от века нынешнего, как век нынешний отличается от века каменного. Жизнь нынешнего века закончилась так же, как закончилась в свое время жизнь каменного века. Но нет гарантии, что человечество так же естественно возродиться для жизни в грядущем веке, как оно возродилось для жизни в веке нынешнем после смерти каменного века. Возродить человечество к новой (грядущей) жизни способны только люди. Новые люди. Люди, загодя взращенные (Богом ли, природой ли, самим ли человечеством) для жизни в грядущем веке.

 

Но прежде, чем вести разговор о том, что это за новые люди и каким будет век грядущий, нужно понять каковой была жизнь века нынешнего. Она от начала до конца: от века каменного до нынешнего времени - осуществлялась как пространственная экспансия. Человечество разрасталось, подбирая под себя пространство земного шара. Оно изначально состояло из отдельных социумов. Каждый из них самостоятельно осуществлял пространственную экспансию. Которая проявлялась как поглощение (завоевание) одних (слабых) социумов другими (сильными) социумами. Пространственная экспансия осуществлялась как ВОЙНА. Формообразующим кристаллом этих социумов был Человек-ВОИН. ВОИНЫ нужны были, чтобы поглощать другие социумы (вести захватнические войны) или чтобы избегать поглощения другими социумами (оборонительные войны). ВОЙНА была первоосновной сутью жизни человеческих социумов в нынешнем веке. И сами социумы были ВОИНскими социумами. Все в этих социумах работало на ВОЙНУ.

 

Но ныне пространственная экспансия завершена. Все земное пространство захвачено человечеством: цивилизации, государства, этносы уперлись острыми локтями друг в друга. Жизнь человечества как пространственная экспансия - кончилась. Человечеству становится тесно жить на земле, как прежде становилось тесно жить в пещере. Человечество, совершив гигантский виток по спирали, опять оказалось в пещере. Но на этот раз пещерой сделалась планета. Человечество встало перед выбором. Или погибнуть, потому как без экспансии никакой жизни нет, и не может быть в принципе. Или открыть для себя  перспективы качественно новой экспансии.

 

ФАТАЛЬНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ И ОБРЕЧЕННОСТЬ

НЫНЕШНЕГО ВЕКА

 

У человечества есть возможность возобновить экспансию (а, следовательно, возродиться) по крайней мере, по двум качественно новым магистральным устремлениям. 1. Было время ЗАХВАТЫВАТЬ жизненное пространство земного шара. А теперь настало время ОБЖИВАТЬ (совершенствовать) захваченное пространство. 2. Продолжать осуществлять экспансию духовного (виртуального) пространства. Переход на эти две экспансии –прорыв в бесконечность, в бессмертие человеческого рода. Ибо нет и в принципе быть не может пределов совершенствования. Как и нет и в принципе быть не может пределов духовного (виртуального) пространства.

 

Но может ли ВОИН перевести человечество на рельсы экспансии совершенствования захваченного пространства и экспансии пространства духовного? Ответ однозначен: Нет! ВОИН может только совершенствовать навык убивать других и умирать самому. В лучшем случае он может довести этот навык до высочайшего искусства. А способны ли перевести человечество на рельсы новой экспансии ВОИНские социумы? Нет, не способны! В лучшем случае они могут, «наступив на горло собственной песни», объявить перемирие и не убивать людей. Но, держа кованный солдатский сапог на хрупком горле человечества, они рискуют удушить человечество до смерти. А способна ли эту экспансию осуществить ВОИНская культура? Нет, не способна. ВОИНская культура, за что бы ни взялась, у неё в лучшем случае получится автомат Калашникова, в худшем – новейшая модификация оружия массового поражения. Нынешняя ВОИНская культура замешана на убийствах, и ничего кроме убийств производить не может. Более того, в нынешней культуре всякое убийство будет тут же оправдано сознанием. Это самообман, что человек нынешнего века – существо разумное. Разум его (сознание его) сформировался в эпоху патриархата (эпоху пространственной экспансии). И сформировался для того, чтобы ОПРАВДЫВАТЬ ВОЙНЫ и ОПРАВДЫВАТЬ УБИЙСТВА.

 

Восточная пословица гласит: «из яйца змеи не вылупится голубь». Нет в нынешнем человечестве ничего из того, что могло бы естественно (самотеком) перевести его жизнь на магистральные рельсы новых экспансий. ВОИНская культура нынешнего века (нынешнее ВОИНское сознание), нынешние ВОИНские социумы, нынешнее ВОИНское человечество обречены на неминуемое естественное умирание. Но тогда же кто может возродить человечество, открыв перед ней  бесконечные перспективы качественно новой экспансии? Ответ один: только новые люди - люди грядущего века, родившиеся в веке нынешнем. Здесь - величайшее, непостижимое возможно для человеческого ума таинство. Человечество, как лососи на икромете, погибая, отметало икру, дабы возродиться для жизни в грядущем веке этими икринками. Каждая икринка – человеческая личность грядущего века, явившаяся на свет в абсолютном одиночестве и начинающая свою жизнь, а вместе с нею и жизнь человечества, с абсолютного нуля. То есть – с основы основ жизни вообще и жизни человеческой в частности.

 

  ЛИЧНОСТЬ ГРЯДУЩЕГО ВЕКА –

ЧЕЛОВЕК КРЕАТИВНЫЙ

 

На смену человеку-ВОИНУ, грядет Человек Креативный. Именно благодаря которому человечество способно возродиться, как птица феникс из собственного пепла. Человек Креативный – личность, безусловно, созидающая. Он и будет формообразующим кристаллом грядущего века (грядущего социума и грядущей культуры). Ибо способен разом осуществлять экспансию совершенствования захваченного земного пространства и экспансию пространства духовного. Потому как совершенствование невозможно без постижения идеального. А постижение идеального – невозможно без экспансии духовного пространства.

 

Люди креативные – десант, который высадило будущее время во времени настоящем, чтобы ему, будущему времени, быть. Этот десант безоружен и беспомощен перед настоящим. У людей креативных нет ничего, чем можно было бы защищаться от века нынешнего. Равно как нет ничего, чем можно было бы доказать принадлежность к веку грядущему. Оптимистическая трагедия этих людей (людей грядущего века) в том, что они для века нынешнего – люди в лучшем случае ДРУГИЕ. В худшем – ЧУЖИЕ со всеми вытекающими последствиями.

 

Человек Креативный отрицает нынешнюю социальную культуру, как отживающую свой век. Но он не может руководствоваться культурой века грядущего, потому как эта культура не сформирована. Человек Креативный вынужден начинать свою СОЗИДАТЕЛЬНУЮ жизнь в БЕЗкультурном пространстве. И своею собственной жизнью - закладывать (формировать) основы культуры грядущего века.  Человек Креативный отрицает отживающие свой век нынешние ВОИНские социальные образования. Но у него нет возможности жить в социальных образованиях века грядущего, потому как такие социумы не народились еще. Но он зачинает такие социумы своею СОЗИДАТЕЛЬНОЙ жизнедеятельностью. Человек Креативный вынужден СОЗИДАТЬ в БЕЗсознательном (БЕЗумном) состоянии. Потому как отрицает ВОИНское сознание, ВОИНский ум. А сознание креативное (креативный ум) им еще не наработаны. Поскольку не выработана еще креативная культура и не сформированы креативные социумы. Но, СОЗИДАЯ, он нарабатывает и множит свое креативное сознание, оттачивая свой креативный ум.

 

Человек Креативный – человек вне-социальный, человек без сознания (в буквальном смысле - вне-умный) и, соответственно - вне-культурный. По меркам нынешнего (ВОИНского) века такой человек не может быть жизнеспособным. У него нет ничего, что необходимо для жизни в нынешнем веке. Но зато у него есть ТО, чего нет в веке нынешнем - неуемная жажда СОЗИДАНИЯ. Ибо оно и есть для него сама жизнь: цель и способ собственного жизнеосуществления. А возможность СОЗИДАТЬ в веке нынешнем неисчерпаема. К тому же Жизнь-Как-Созидание – это, пожалуй, единственная сфера, в которой допустимо симбиозное существование нарождающегося Человека Креативного с дряхлеющим ВОИНским человечеством. Человек Креативный совершенствует убранство ВОИНского человечества, а ВОИНское человечество предоставляет Человеку Креативному фронт созидательных работ и поддерживает его физическое существование.

 

А что нужно Человеку Креативному, кроме возможности самозабвенно творить? Да «корочки хлеба», чтобы приступы голода не отвлекали его от творчества? Да «скромной хибарки», в которой можно было бы прятаться от непогоды и набираться сил для новых творческих актов? И для умирающего ВОИНского человечества это было бы выгодным вложением. Ибо и вкладывать-то нужно всего НИЧЕГО (эфемерные деньги), а взамен получить ВСЁ (вечную жизнь в новом, грядущем качестве).

 

ЦЕРКОВЬ КАК ПРЕДТЕЧА

ЧЕЛОВЕКА КРЕАТИВНОГО

 

Но неверно будет сказать, что Человек Креативный (человек грядущего века) тотально одинок в веке нынешнем. У Человека Креативного в веке нынешнем есть предтеча. Мощная и влиятельная предтеча. Это Церковь, это мировые гуманистические религии. Каждая возникла как «сердце бессердечного (ВОИНского) мира». Церковь первой восстала против ВОИНского мира, против ВОИНской культуры, против ВОИНского сознания, провозгласив первоосновную заповедь века грядущего: «НЕ УБИЙ!». Затем расширила и углубила её другой заповедью: «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК СЕБЯ САМОГО». Церковь обозначила первоосновным смыслом человеческой жизни – СОЗИДАНИЕ, творение «благих дел»: «Вера без дел – мертва есть» (пророк Иаков). И церковь подготовила место для приема в веке нынешнем десанта века грядущего.

 

Тем не менее, Церковь как социальное, культурное, умственное и духовное образование – плоть от плоти и дух от духа века нынешнего. Она и возникла как лоно, как защита людей нынешнего века от ужасающих несправедливостей ВОИНского Мира. Она не смогла изменить ВОИНский Мир (это не в её силах), но дала людям мечту о Мире Грядущем. И взращивала в них эту Великую Мечту. Люди грядущего века (Человек Креативный) – её родные дети. Но ныне, когда пришло вожделенное время Человека Креативного, может ли Церковь стать Коллективным Креативным Человеком? Теоретически – да. Для этого нужно желание самой Церкви совершить два непременных деяния. Вернуться в государство полноправным его участником (Ныне церковь отсоединена от государства). И сформулировать программу возрождения человечества из пепла века нынешнего. Эта программа должна быть написана не внутри церковным (религиозным) языком. А языком мифологическим (светским), являющимся синтезом языка религиозного, научного и художественного.

 

Но ежели Церковь сделает это, то она перестанет быть Церковью (по крайней мере, в нынешнем её понимании). И превратится в политическую партию или политическое движение людей грядущего века (Коллективного Креативного Человека). Выбор в любом случае останется за самой Церковью. Каждая Церковь в каждом конкретном  государстве (ВОИНском социуме) будет делать его в зависимости от конкретной ситуации. Теоретически переход в век грядущий из века нынешнего может быть ни только бескровным, но и относительно безболезненным. В этом случае у Церкви не будет особенной надобности вмешиваться в благоприятно текущий процесс социального, культурного и сознательного общественного перерождения. Во всяком случае в начавшейся уже Великой Метаморфозе человечества Церковь и Человек Креативный (люди грядущего века) будут идти плечом к плечу. Потому как они в своей жизнедеятельности опираются на одно и то же – на ВЕРУ.

 

ОПОРА ЛИЧНОСТИ КРЕАТИВНОГО ЧЕЛОВЕКА

(плюс лирическое отступление)

 

ВЕРА и только Вера - является опорой личности Человека Креативного. В сути её заложен ответ на первоосновной сакраментальный вопрос: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СМЫСЛОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? Ответ этот в принципе не может быть доказуем. Потому как поиск его вынуждает углубляться в недра человеческого и вселенского бытия, до которых не дотягивается, а возможно и никогда не дотянется человеческая мысль. Однако пытливый людской ум способен в частном разглядеть всеобщее, и воссоздать картину (образ) этого всеобщего. А для этого надобно узреть Жизнь  вообще  (и в частности жизнь человеческую) во всей её протяженности: с момента возникновения и до дня сегодняшнего. Бесспорно, человеческая жизнь (как и Жизнь вообще) началась не с нынешнего (ВОИНского) века. А - гораздо раньше. Будем надеяться, что продолжится она и после нынешнего века. И продолжится именно как Человеческая Жизнь, а никакая иная.

 

Вторым первоосновным аспектом ВЕРЫ Креативного Человека является то, что она должна иметь прикладной характер и быть руководством к действию. «Я поступаю так, потому как ВЕРУЮ, что именно так, а никак иначе, и должно поступать человеку, постигшему СМЫСЛ ЧЕЛОВЕСКОЙ ЖИЗНИ. И поступающему во всем согласно этому СМЫСЛУ». Такая ВЕРА должна быть глубоко интимной и глубоко индивидуальной. А именно – личностной ВЕРОЙ. Потому как для Человека Креативного кроме его творческого (творящего) Я и его личностной ВЕРЫ больше ничего определенного в нынешней жизни нет. Человек Креативный подобен пылинке, зависшей в невесомости между двух эпохальных миров: нынешнего и грядущего. Но - пылинке активной, жизнеутверждающей, закладывающей из собственной относительно ничтожной жизни основы жизни века грядущего. ВЕРА для Креативного Человека в веке нынешнем – это и его крылья, и его опора. Без ВЕРЫ нет, и в принципе не может состояться жизнь Человека Креативного (человека грядущего века) в веке нынешнем.

 

(Тут я как автор вынужден сделать лирическое отступление. Ибо хочу заявить, что такая ВЕРА у меня есть. (Смотрите приложение 1  http://georg-kostin.livejournal.com/1510.html ). Так же ответственно я заявляю, что эта выстраданная мною ВЕРА сформулирована мною исключительно для моего внутреннего пользования. Это ни в коем случае не религиозная и тем более не научная истина в последней инстанции. Это моя личная нравственная и интеллектуальная опора как Человека Креативного. Как человека грядущего века, живущего в веке нынешнем. Но это не означает вовсе, что никакой другой Креативный Человек не может пользоваться моей ВЕРОЙ, моей нравственной и интеллектуальной ОПОРОЙ, как собственной личностной ВЕРОЙ и ОПОРОЙ. Более того, он вправе подгонять сформулированный мною текст моей ВЕРЫ под свою собственную неповторимую Креативную Личность. Он вправе корректировать мой текст как ему будет угодно: править, добавлять или наоборот – вычеркивать в нем все, что для себя посчитает лишним. Он даже вправе, оглядываясь на мой текст, сформулировать нечто совершенно другое. А может и вообще проигнорировать мой текст, поскольку традиционной (религиозной) ВЕРЫ ему будет достаточно для того, чтобы быть полноценным Креативным Человеком. 

 

Главное, чтобы индивидуальная ВЕРА всякого Креативного Человека была слита с его личностью в единое гармоничное целое. Главное, чтобы индивидуальная ВЕРА была первоосновной сутью, стержнем, обратной стороной личности Человека Креативного. Ибо ВЕРОЙ своей он соприкасается (живет) в веке грядущем, а творчеством – соприкасается (живет) в веке нынешнем. Но в любом случае не по ВЕРЕ таки следует оценивать Креативного Человека, а по делам его. Ибо ВЕРА для него не  ЦЕЛЬ, а - СРЕДСТВО. Но ежели ВЕРА по недоразумению ли, или по какой иной причине сделается для Человека Креативного самоцелью, то он сам тотчас превратится из Творца в - презренного Блудника: интеллектуального и духовного.)

 

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕКА КРЕАТИВНОГО

(продолжение лирического отступления)

 

Все, что мною высказано в отношении ВЕРЫ Креативного Человека, можно отнести и к МЕТОДУ его творчества. Каждый Креативный Человек вправе  творить ТАК, как считает нужным. Он может сам придумать себе творческий МЕТОД, который позволит его творческой личности самореализоваться максимально полно. А может и позаимствовать его. Арсенал наработанных (апробированных) творческих МЕТОДОВ в человеческой культуре огромен. Я же как творец (художник) пользуюсь сформулированным мною МЕТОДОМ СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. (смотрите приложение 2  http://georg-kostin.livejournal.com/#asset-georg_kostin-1137)

Комментарии